Основные экономические функции государства создание условий. Старт в науке. Функции государства в смешанной экономике

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Цель моей контрольной работы: проанализировать основные экономические функции государства В связи с целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.

2. Рассмотреть основные экономические функции государства.

3. Выявить, как изменялись экономические функции государства в России.

Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

1.Экономические функции государства

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

Стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

Распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

Аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных — стабилизационная.

Стабилизационная функция

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство;

2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Аллокационная функция

Аллокационная функция государства связана с необходимостью корректировать распределение экономических ресурсов в тех случаях, когда рыночная система производит недостаточное или излишнее количество определенных товаров и услуг, а также не в состоянии выделить ресурсы на производство товаров, выпуск которых экономически оправдан. Для совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции. Обычно применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги. Государство также может субсидировать производителей для увеличения производства нужного товара.

Распределительная функция

Вдобавок к тому, что экономисты озабочены аллокационной эффективностью рынков, они (экономисты) также затрагивают распределение доходов и благосостояния между такими потребительскими единицами, как индивиды и домашние хозяйства. Распределение богатства зависит от распределения права наследования богатства и накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение дохода зависит начального распределения квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

Результат распределения доходов, богатства и благосостояния может не соответствовать тому, что общество ожидает и считает справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину. Возникающее на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, имеют скромное образование и квалификацию. Эти люди, в большинстве своём, не унаследовали никаких материальных благ. Их доходы очень малы. Причём такие члены общества, как престарелые, люди с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми зарабатывают очень мало или вообще не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче говоря, одним из наиболее ярких рыночных недостатков является значительное неравенство в распределении денежного дохода и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Регулирующая функция

Регулирующая функция государства была затронута мной тогда, когда рассматривалась аллокационная функция государства. Было замечено, что государство может регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей. Но почему потребители не могут защищать свои интересы самостоятельно; почему государство берёт на себя эту роль? Скорее всего, потому, что для индивидуального потребителя получение информации относительно безопасности изделия является более проблематичным. Таким образом, государство устанавливает систему регулирования и контроля, которая имеет более простой доступ к такой информации (непосредственный или косвенный). Другой ответ на вопрос предполагает то, что индивид не способен к защите своих интересов непосредственно, так как он не обладает достаточным количеством ресурсов.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные ин-тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капи-тала. На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля суб-венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное регулирование ограничивает как дискредитацию, так и излишнюю свободу потребителя законодательным путём. Общественное регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования (например, Совет Фондовой биржи), в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

Почему необходимо регулирование? Шумпетер доказал, что капиталистическая система произвела бы такой социальный порядок, который был бы наиболее враждебным для потребителя и требовал бы регулирования. "Регулирование существует для защиты общественных интересов от дисфункций некоторых нерегулируемых рыночных результатов, например, иррациональности и эгоизма свободных капиталистических рынков. Некоторые утверждали, что регулирование представляет собой замену «невидимой руки» «кулаком».

Контролирование и ограничения разработаны, чтобы увеличить благосостояние некоторых групп внутри общества, защищая их интересы. Государство, следовательно, вмешивается и регулирует аллокационную функцию рынка посредством антимонопольного законодательства (контролируя размещение таких торговых единиц как Фондовая биржа) и законодательства по защите прав потребителя (защита потребителя от обмана, защита здоровья потребителя), создания условий труда, а также управления коммерческим радио- и телевещанием.

Кроме того, государство регулирует денежные запасы, цены на коммунальные услуги и национализированные отрасли промышленности и, через политику цен и доходов, многие из аллокационных решений в экономике.

Действительно ли регулирование эффективно? Это спорный вопрос, который зависит от многих факторов. Во-первых, регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль. Во-вторых, регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам. В-третьих, надзор становится обычным и предсказуемым. Поэтому, в итоге, ресурсы распределяются, уклоняясь от регулирования.

Внешнеэкономическая функция

Внешнеэкономическая функция государства направлена на регулирование внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

В качестве одной из целей внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланспредставляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени(обычно за год) или на определенную дату.

Состояние платежного баланса оказывает воздействие на курс национальной валюты. Активный платежный баланс, в котором доходы выше расходов, повышает спрос на национальную валюту и укрепляет ее стабильность на мировом валютном рынке. Поддерживая равновесие платежного баланса, государство тем самым создает лучшие условия для экспорта продукции на мировой рынок.

2. Эволюция экономических функций государства в России

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах.

На протяжении прошлого столетия различные государства продемонстрировали как преимущества, так и ограниченность государственного вмешательства в экономику. Накопленный опыт с тех пор свидетельствует о том, что: во-первых, устойчивое развитие, как в экономической, так и в социальной сферах невозможно без эффективного вмешательства государства; во-вторых, государство находится в центре экономического и социального развития, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор, помощник; в-третьих, эффективное государство существенно отлично для стран, находящихся на различных стадиях развития. Различия в размерах, этническом составе, культуре, уровне благосостояния, политической системе делают каждое государство неповторимым. И все-таки есть много общего в требованиях к государству в современных условиях.

С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуали-зацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к кос-венным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и вре-мени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, со-циальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

Со становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции госу-дарства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных тех-нологий, проведение четко сформулированной промышленной поли-тики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функ-ционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулиро-ванной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок -клас-сический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий, связанных с производством и распределением экономических благ, используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

Литература

    Агапова Т. А. «Макроэкономика» 2004 г

    http://www.bestreferat.ru/referat-300097.html

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

– инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

– государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

Причины государственного регулирования экономики

Функции государства в экономике определяются особенностями государственного регулирования.

Экономика, свободная от вмешательства государства, может быть только абстрактной экономической категорией.

В недолгий период существования свободной конкуренции государство взяло под свой контроль передовые тогда отрасли экономики, которые отличались крупным размером действовавших тогда экономических структур, например, железные дороги, почту, телеграф и т.д.

Позже, после перехода к монополистической конкуренции, производственные процессы стали отличаться большей сложностью, повышалась капиталоемкость и росли потребности промышленности в энергии, уже в интересах дальнейшего развития экономики отчетливо проявилась потребность в регулирующей функции государства, а также в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынке.

В современных условиях, когда интеграционные процессы на международном уровне вступают в противоречие с национальными интересами отдельных государств, а влияние транснациональных корпораций превышает все разумные пределы, многократно возрастает роль государства в экономике, как гаранта соблюдения всеми экономическими субъектами законов, обеспечения безопасности стран, развития науки, сохранения окружающей среды, воспроизводства рабочей силы.

Основными причинами государственного регулирования экономики и активного участия государства в экономической системе выступают следующие:

  1. Конкуренция. С одной стороны капитализм ориентирован на захват монополии на рынке, поэтому государство должно реализовывать антимонопольную политику, обеспечивая защиту конкуренции, не давая крупным производителям вступать в сговор в условиях олигополии. С другой стороны, конкурентная борьба должна вестись в соответствии с действующим законодательством, поэтому государство должно обеспечивать защиту интересов населения, пресекая деятельность тех предприятий, которые используют методы недобросовестной конкуренции. Кроме этого, государство, защищая права собственности как отдельных граждан, так и действующих предприятий, действует как гарант функционирования правовой системы. В целом, такой подход позволяет государству более эффективно решать макроэкономические проблемы и ведет к росту эффективности общественного производства.
  2. Существование общественно необходимых отраслей экономики. Такие виды производств характерны длительным сроком окупаемости капитала, однако ни одно общество не может обойтись без них, а результаты работы таких предприятий часто нельзя определить в стоимостном выражении. К таким отраслям относятся: предприятия оборонного комплекса, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и ряд других. Также это справедливо для организации денежного обращения, таможенного контроля, охраны правопорядка и т.п.
  3. Ограниченные возможности внутренних экономических механизмов. Обеспечение равновесия экономики, поддержание занятости населения на определенном уровне, функционирование правового механизма невозможно без активного участия государства. Государство корректирует недостатки рыночного механизма и обеспечивает сохранение невоспроизводимых природных ресурсов, защиту окружающей среды, проводит антикризисную политику, осуществляет , функционирование социального обеспечения и т.д.

Основные и экономические функции государства в экономике

Основные функции государства в экономике призваны обеспечить ее функционирование и реализуются в следующих направлениях:

  1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов.
  2. Обеспечение экономической безопасности производства.
  3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением.
  4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.
  5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Экономические функции государства в экономике направлены на поддержку и облегчение функционирования экономической системы и реализуются в следующих направлениях:

  1. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, и обеспечение функционирования правовой системы.
  2. Защита конкуренции и антимонопольная политика.
  3. Перераспределение доходов и богатства.
  4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Правовая система включает в себя все нормативные акты, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями и между собой, при этом отдельные законы регулируют права собственности, ответственность за производство и реализацию некачественных продуктов, маркировки продукции, стандарты качества и т.д. Фактически, реализация данной функции является отправной точкой для реализации последующих функций государства в экономике. При этом регулирование экономической системы государством посредством реализации им своих функций будет эффективным в случае обладания действенными экономическими рычагами управления, а также, если само государство сильно и осуществляет активное вмешательство в экономику .

Реализация государством своих функций осуществляется также через государственный сектор в экономике. Государственная собственность распространяется на землю, леса, природные ресурсы, предприятия, промышленные комплексы, отрасли. В СССР государственная собственность распространялась на средства производства.

В зависимости от структуры экономики, доля государственного сектора может составлять от 25% до 80% ВВП.

Ключевые отрасли и сферы деятельности, которые традиционно относятся к государственному сектору: почта, телеграф, городской общественный транспорт, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, радиоэлектроника, космос и т.п. В настоящее время характерно формирование смешанных государственно-частных предприятий и государственных корпораций.

Реализуя свои функции в экономике, государство выступает в роли заказчика для частного сектора, размещает заказы с учетом потребности в определенных видах продукции, что придает определенную стабильность экономической системе.

Государство путем произведения выплат из доходов, полученных от налоговых поступлений, производит перераспределение доходов и богатства, осуществляя строительство масштабных инфраструктурных объектов, а также обеспечивает социальную защиту определенным слоям населения (выплаты пенсий, пособий по безработице, социальному страхованию и т.п.). Государственные расходы также способствуют регулированию экономики за счет формирования крупных производственных структур, стимулирования научно-технического прогресса, научных исследований, подготовки квалифицированных кадров в системе образования.

Таким образом, очевидно, что реализация функций государства в экономике отвечает интересам общества. Следовательно, можно определить задачи государства в экономике.

Задачи государства в экономике

  1. Развитие базовых отраслей экономики – энергетика, металлургия, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонный комплекс и т.д.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
  3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
  4. Создание и воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
  6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Перечисленные задачи не могут решаться на уровне предприятий, отдельной отрасли экономики или отдельного региона – это исключительная прерогатива государства.


Роль государства в рыночной экономике проявляется через различные виды деятельности, важнейшие из которых: создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики, социально ориентированное распределение ресурсов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий гражданам страны. Решение вопроса о сфере деятельности государства и степени его вмешательства в экономику должно отвечать интересам большинства граждан.
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы экономических функций, выполняемых государством:
1)поддержка функционирования рыночной системы путем обес-печения законодательной основы и создания конкурентной среды;
2)перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов;
3)ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма для обеспечения достижения таких целей, как целостность и обороноспособность страны, функционирование инфраструктуры, необходимый уровень социальной защиты граждан, защита окружающей среды и т. д.;
4)достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
Каждая из данных групп может быть разбита на ряд более узких функций.
Экономические функции государства и в еще большей степени механизмы их осуществления являются предметом дискуссий между экономистами различных направлений и школ. Рассмотрим наиболее бесспорные из них.
1.Формирование и поддержка правовой основы функционирования рынка. Правительство берет на себя задачу обеспечения законодательной базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики и включающей законы, обеспечивающие статус частной собственности, регулирующие производственные отношения, распределение и обмен и т.п., проще говоря, устанавливающие «правила игры» в условиях рыночной экономики.
2.Формирование, развитие и инвестирование рыночной инфраструктуры, что, как правило, не в силах сделать бизнес.
3.Обеспечение производства общественных благ. Общественными благами называются товары и услуги, потребителями которых являются все граждане страны не зависимо от того, оплатят они их или нет (например, услуги по национальной обороне), поэтому бизнес не имеет достаточных стимулов для их производства.
4.Поддержка внутреннего производителя и формирование конкурентной среды.
5.Охрана окружающей среды, поскольку в самом рыночном механизме нет стимулов для финансирования природоохранных мероприятий.
6.Стимулирование экономического роста и обеспечение стабильности национальной экономики.
7.Обеспечение гражданам страны определенного уровня социальных гарантий. В эту же функцию часто включается перераспределение доходов, т.е. уменьшение неравенства в получении доходов внутри страны.
В различных странах по-разному подходят к вопросу о степени важности и способе осуществления той или иной функции. Например, в США одной из важнейших функций государства является поддержка конкуренции, которой служит жесткое антитрестовское законодательство. Однако даже в рамках одной страны приход к власти групп, имеющих различные концепции экономического развития (например, республиканцев или демократов в тех же США), приводит к смещению акцентов и изменению приоритетов в системе государственного вмешательства в экономику. Так, если само осуществление государством определенных социальных программ («социальной страховочной сетки») никем не оспаривается, то вопросы о том, насколько широки должны быть социальные программы, кто и как должен охватываться ими и как они должны осуществляться, являются предметом достаточно ожесточенных дебатов.

Еще по теме 2. Экономические функции государства:

  1. Функции денег в системе экономических отношений. Функция денег как меры стоимости, обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа. Функция мировых денег
  2. 2. Особенности и противоречия современного рынка. Экономические функции государства
  3. ТЕМА 7: ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
  4. § 1. Эволюция политико-правовой мысли о содержании и форме налоговой функции государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Используя свое положение в системе кругооборота, государство может довольно существенно влиять на экономическую жизнь общества. В чем же состоят основные функции или основные направления воздействия государства на экономику в современных условиях?

1. Формирование правовой основы экономической деятельности. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает «как можно и как нельзя» поступать с объектом хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, право производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций, и многое другое. Юридические нормы имеют смысл только тогда, когда они действенны. Поэтому государство должно организовать контроль за соблюдением «правил игры» участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства могут, быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.

2. Защита и развитие конкуренции. Наличие конкуренции составляет одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается, во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые нередко еще называют антимонопольной политикой.

3. Организация производства товаров и услуг общественного пользования. В системе смешанной экономики частные производители не могут или не хотят заниматься созданием определенных товаров и услуг. Они либо не берутся за их производство вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К ранее приводившимся примерам можно добавить строительство и обслуживание трубопроводов, национальную оборону и внутреннюю безопасность граждан, услуги образования, медицину; культуру, крупные научные исследования и другие. Такие блага принято называть товарами и услугами общественного пользования: их созданием занимается государство, так как они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Государство целенаправленно «забирает» у рынка производство ряда товаров и услуг (образования, медицинское обслуживание и т. д.) полагая, что заниматься ими в рамках государственного сектора выгоднее для общества. Причины, по которым рынок отказывает во внимании некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:

а) невозможностью взять плату за товар или услугу от всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на улицах предпочтительней при наличии их освещения. Как известно заботу эту берет на себя государство, точнее - местные органы власти. Скажите, если бы это делала частная компания, смогла бы она получать плату от всех, кто извлекает пользу от уличного освещения? Очевидно, что нет;

б) длительным сроком окупаемости издержек. Практически в любой стране сегодня выделяют средства на борьбу с таким чрезвычайно опасным заболеванием, как СПИД.

Частный капитал весьма скромно идет в хозяйственные проекты с отдаленным сроком окупаемости.

4. Перераспределение доходов.

Перераспределение состоит том, что государство с помощью налоговой системы «отбирает» часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них - трансферные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, инвалидов, безработных, студентов, временно неработающих из-за болезни и т.д. Другой - удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных доплат (дотаций) их производителям. Это означает, что потребители, получая некоторые товары и услуги, не оплачивают полностью их стоимость. Какую-то часть за них доплачивает государство. В качестве примеров на Украине можно назвать предоставление коммунальных услуг населению, проезд в транспорте, реализацию некоторых видов лекарств, продовольствия, детского питания на молочных кухнях и т.д. Государство может и полностью освободить от оплаты некоторых товаров и услуг отдельные категории населения (например, пенсионеров, инвалидов).

5. Учет побочных (внешних) эффектов.

Побочный (внешний) эффект - это перемещение некоторых издержек или выгод, связанных с производством или потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.

Побочный эффект может быть как отрицательным, так и положительным для третьей стороны. Например, Кременчугский сталелитейный завод, производя продукцию по заказу, не обеспечивает полную утилизацию выбросов в атмосферу: в результате жители города несут издержки, связанные с тем, что они дышат загрязненным воздухом, и это отрицательно сказывается на их здоровье. И никто им эти вынужденные издержки не компенсирует, если не произойдет эффективного вмешательства государства, которое с помощью правовых и экономических инструментов может заставить предприятие нести расходы на применение более эффективных систем защиты окружающей среды, совершенствование технологии и, тем самым, взять на себя действительно все издержки, связанные с производством данного товара. Его же реализация должна покрывать все понесенные издержки, если правильно рассчитывается рыночная ситуация. Это отрицательный эффект.

Похожие статьи